ТОРПЕДЫ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
18.06.2013, 17:33
ТОРПЕДЫ - ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
Среди всех боевых средств, применявшихся во второй мировой войне на море, торпедное оружие заняло первое место по нанесенным суммарным потерям в тоннаже. Торпеда является специфическим, чисто морским оружием. Торпеда – самодвижущийся подводный снаряд, несущий боевой заряд и предназначенный для поражения судов, а также разрушения расположенных у уреза воды гидротехнических сооружений.
Основными достоинствами высокой эффективности торпедного оружия являются его мощность, активность действия, способность наносить удары в подводную – наиболее уязвимую - часть корабля, а также возможность использования с различных носителей. Для советского флота торпеды в годы войны стали одним из главных видов морского оружия.
На их долю приходится 35% потерь противника в боевых кораблях и 56% в транспортах. Применялись торпеды на всех театрах военных действий. Их основными носителями стали подводные лодки, морская авиация и торпедные катера. Они заставляли создавать пассивные средства противодействия, привлекать огромные средства и силы для защиты судоходства от атак.
В 1927 году создается первая советская торпеда 53-27. Она несла 265 кг взрывчатки, развивала скорость 45 узлов, имела дальность хода 3700 м.  А через 11 лет на вооружение принимается торпеда 53-38 (вес заряда 300 кг). У нее было три режима хода по скорости и дальности: 45 узлов на 4 тыс. м, 35 узлов на 8 тыс. м и 30 узлов на 10 тыс. м. Режим хода устанавливался при подготовке торпеды к выстрелу. 
Особых успехов торпедостроители добились в конструкции приборов управления. Достаточно сказать, что, пройдя дистанцию 10 км, торпеда отклонялась от точки прицеливания не больше чем на 100 м, а от заданной глубины - не больше чем на 1 м. Она могла поражать корабли с большой осадкой, так как имела глубину хода до 14 м. 
Дальнейшие работы по модернизации торпеды 53-38 привели к созданию нового образца - торпеды 53-39 (вес 1,8 т), которая отличалась от своей предшественницы увеличенными запасами энергокомпонентов (сжатого воздуха, горючего, воды), повышенной мощностью главной машины, усиленным зарядом (317 кг). Скорость на каждом режиме была на 5-6 узлов больше. 
Торпеды 53-38 и 53-39 поступили на подводные лодки, эскадренные миноносцы, крейсеры. А для торпедных катеров и самолетов-торпедоносцев специалисты сконструировали еще в 1936 году торпеду 45-36, тактико-технические данные которой были несколько выше, чем у упоминавшейся торпеды 45-12, а вес заряда доведен до 200 кг. 
Одновременно с развитием "самодвижущихся мин" улучшалось и торпедное вооружение: торпедные аппараты, приборы управления стрельбой. Особое значение имело оснащение подводных лодок системами беспузырной стрельбы, которые значительно увеличили скрытность атак. Прежде торпедный залп лодки сравнительно легко можно было обнаружить. Снаряд выталкивался из торпедного аппарата сжатым воздухом, который поднимался на поверхность в виде огромных пузырей. 
В середине 30-х годов для самолетов создаются системы высотного и низкого торпедометания. Первые обеспечивали сброс торпеды типа 45-36 на скоростях до 350 км/ч и с высоты от 300 м. Смертоносный груз снижался на парашюте, который отделялся при приводнении. Торпеда циркулировала по замкнутому кругу на курсе цели. При низком же торпедометании самолет прицельно сбрасывал прямо идущую торпеду с высоты 30 м на скоростях до 360 км/ч.
Весь мир признаёт, что если брать в чистом виде задачу торпедной атаки, то тут венцом творения из всех имеющихся оказался советский проект "Г-5".
Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

«Партизанская торпеда Грабчака».
«Андрей Грабчак был неутомимым изобретателем диверсионной техники. Во вражеском тылу он организовал целую мастерскую. По его чертежам в 1943 году партизаны построили железнодорожную мину-торпеду.
Я был свидетелем этой операции, и меня поразила не столько техническая сметка Грабчака, сколько блестящая организация всего дела. Сто пятьдесят человек, разделенные на небольшие специализированные группы, принимали участие в этой диверсии. Пять немецких авиабомб, весом по сто килограммов каждая, были установлены на железнодорожную дрезину с тракторным мотором. К тележке прикрепили высокий гнет, от которого шел трос к чеке взрывателя.
31 октября в 4 часа утра партизаны вышли к линии. Метрах в девятистах от моста на железнодорожный путь была установлена торпеда Грабчака, завели мотор, и торпеда с оглушительным ревом пошла на сильно укрепленный мост через реку Уборть. Мешки с песком прикрывали ее мотор от пуль немецкой охраны.
В несколько минут торпеда Грабчака миновала расстояние до моста, послышались выстрелы, а вслед за тем шест зацепился за ферму моста, из взрывателя вылетела чека, и оглушительный взрыв прокатился по лесной чаще. Мост был уничтожен.» (Андреев В.А. «Народная война» 1952 г., стр. 196-197)


Катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5)



Категория: Техника и вооружение | Добавил: vals
Просмотров: 1496 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]