покрышкин александр иванович
18.06.2013, 22:11

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. Проучившись семь лет в общеобразовательной школе, пошел работать кровельщиком. После окончания ФЗУ (фабрично-заводского ученичества школа) при заводе «Сибкомбайнстрой» — слесарь-инструментальщик.
Работу на заводе совмещал с занятиями планерным спортом в Новосибирском аэроклубе. В 1932 году поступил в Пермскую авиационную школу, рассчитывая стать летчиком. Но вскоре летное отделение здесь закрыли, и в январе 1934 года он был выпущен по специальности авиатехника.
После освоения программы Краснодарского аэроклуба он посту пил в Качинскую военную авиационную школу. В 1939 году, закончив учебу, прибыл в 55-й истребительный авиаполк. Через год полк перебазировался с Украины в Молдавию, в г. Бельцы, к самой границе с Румынией. Там начался боевой путь будущего маршала авиации. С первого и до последнего дня войны он находился на фронте. Молдавия, Донбасс, Северный Кавказ — вот вехи боевого пути А.И. Покрышкина в начале Великой Отечественной. Воздушные сражения на Кубани, бои над Днепром, Прутом, Яссами, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская и Берлинская операции — итоговые ориентиры участия в битве с немецко-фашистскими захватчиками прославленного аса, завершившего войну командиром истребительной авиадивизии, полковником. На его счету свыше 600 боевых вылетов и 59 сбитых лично им самолетов противника в 156 воздушных боях. В августе 1944 года А.И. Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза. Его крылатая формула победы в воздушном бою «высота — скорость — маневр — огонь» стала известным тактическим приемом.

"Еще после того памятного боя, когда довелось собственноручно сжечь на земле верного «мигушку», а самому лечь в санчасть, он, находясь на коротком излечении, завел специальную тетрадь. Придумал и название для нее, соответствующее тем мыслям, которые не давали ему покоя: «Тактика истребителей в бою». В первых же набросках изложил новый боевой порядок авиационного звена. Предложил отказаться от троек и действовать парами, что, по его наблюдениям, увеличивало маневренность всего звена, а то и большой группы. Впоследствии записи станут более основательными и последовательными, приобретут аналитическую направленность, объективный, с учетом успехов и неудач во многих воздушных боях, характер, повсеместное практическое применение. Из них можно узнать, как автор осваивал полеты над морем, как с помощью подвесных баков удлинил радиус действия самолета и время его пребывания на вероятных трассах противника, как рождались новые приемы: «ножницы», «качели», «соколиный удар», «бои на вертикалях». Примечательны поучения-выводы: «Не спрашивай, сколько противника, спрашивай, где он»; «Сбив фашистский самолет, не следи за его падением, а оглядись: не заходит ли другой самолет тебе в хвост»; «Вступая в бой с численно превосходящей группой врага, в первую очередь сбей ведущего. Это приведет остальных в замешательство. Справиться с ними будет легче». Эта тетрадка, постепенно увеличивавшаяся в объеме, превратится в бесценное наставление как для молодых, так и бывалых летчиков — «слушателей» неофициальной, но известной всем военным авиаторам «школы Покрышкина».

"Ищи противника, - учил Покрышкин. - Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".

Среди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы. 
Наверное, не будет преувеличением заметить, что в конце Второй Мировой войны А. И. Покрышкин был не только самым известным в мире лётчиком, но и самой авторитетной, наряду с И. Полбиным, фигурой в советской авиации. "Ахтунг ! Ахтунг ! Покрышкин в воздухе !" - эта фраза была не только находкой советской пропаганды: начиная уже с весны 1943 года немецкие посты оповещения, используя агентуру, настоятельно предупреждали - знаменитый русский ас в воздухе. Что означало - усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боёв, "охотникам" набрать высоту, молодёжи возвратиться на аэродромы. В годы войны он командовал эскадрильей, полком, дивизией, и всегда его часть находилась в ряду самых результативных подразделений Красной Армии. 
Тому, кто собьёт русского аса, сулили высокие награды, да и в желающих отличиться не было недостатка, но задача эта оказалась не по зубам даже очень опытному врагу. И дело было не только в исключительном мастерстве Покрышкина. Уместно вспомнить, что в его эскадрилье, а затем в полку и дивизии состоялись такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Фёдоров и Фадеев. Когда такая группа вела бой, рассчитывать победить её командира было, по меньшей мере, неосторожно. 
Конечно же, война была для всех них главным "наставником", но быстро извлечь уроки и исправить ошибки могут немногие. Корнями "академия" Покрышкина уходила в его старые записные книжки, где по крупицам собиралась информация о Нестерове и Крутене, о воздушных боях в Испании и на реке Халхин - Гол, анализировались собственные находки и неудачи. Позднее он заведёт альбом воздушных боёв, украсив его поистине рыцарским девизом: "Истребитель ! Спрашивай: не сколько противника, а где он !". 
Боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чём говорит его отказ в феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, Генеральских погон... 
Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах. 
Один из его боевых товарищей вспоминал после войны: 
"Для нас, лётчиков, было ясно, чего стоит Саша Покрышкин, даже когда он ещё не был знаменит, а был равный среди нас, равных, внимательный, заботливый о более молодых, надёжный в любом боевом вылете, самоотверженный и настойчивый. Мы были уверены в том, что в бою Саша никого никогда не бросит, не подведёт, как бы ни было сложно и тяжело, а это для лётчиков главное, и в этом весь Покрышкин". 
Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность лётчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством. 
Народный герой СССР и национальный герой России родился в Новониколаевске ( ныне Новосибирск ) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 марта 1913 года. Саша Покрышкин рано познал нужду и в 14 лет он уже был кровельщиком Сибстройтреста, оправдывая свою фамилию, как это порой случается с русскими людьми. 
Мечта о лётной профессии овладела Покрышкиным ещё в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо... Чтобы попасть в лётную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив 7-й класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из 16 коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу... Через 4 года заветная путёвка в авиашколу получена; он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только... авиатехников. 
Досконально изучив матчасть, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника 2-го ранга Покрышкина. Но тот неукротим: в сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает 2-годичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качу и получил направление в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от советско - румынской границы. 
Радость полётов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили её энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полётов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. 
За 2 месяца до начала войны 55-й ИАП, где служил Покрышкин, летавший до этого на И-15 и И-153, был перевооружён на новенькие МиГ-3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устранённый позднее в серии. 
Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону. Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полёте, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия лётчиком на ручки управления - в бою всё представлялось важным. 
Боевое крещение Покрышкин получил в первые же дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка. Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. 
23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятёрку Ме-109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из "Мессеров". Заворожённый видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушёл на бреющем и посадил повреждённую машину на свой аэродром. 
3 июля 1941 года лётчик был сбит над Прутом огнём зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ-3, проведя десяток штурмовок на И-16 и заслужив... нерасположение комдива, углядевшего в его действиях строптивость. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завёл тетрадь, озаглавив её "Тактика истребителей в бою". Эти заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки побеждать, к сожалению, всё это достояние не издано сколько - нибудь полно, но по своему влиянию на судьбы тысяч людей, на сам ход воздушной войны, оно не сравнимо ни с какими другими теоретическими построениями или практическими указаниями. ( Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей Вооружённых Сил. ) 
Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведёт разведку и вновь его подбивают. 5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четвёркой Ме-109. Лишившись ведомого, советский лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся Ме-109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный "МиГ". 
"Перед самой землёй, - вспоминал А. И. Покрышкин, - мотор заглох, выравниваю самолёт и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя - не позволяет земля. В самолёте раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идёт к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску - и я теряю сознание..." 
Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев лётчик вышел к своим.

"...Всю радость победы, высокую честь быть воином Советской Армии я ощутил июньским утром тысяча девятьсот сорок пятого года. Красная площадь. Парад Победы. Мимо Кремля в торжественном марше проходят воины-победители. К подножью мавзолея они бросают немецкие знамёна. Я несу боевой штандарт войск нашего фронта. Рядом со мной боевые друзья и товарищи, с которыми пройдены все дороги войны. Я иду совсем близко от Сталина. Мне видна его отеческая улыбка, обращённая к нам, воинам, к нашему народу. 
Что может быть выше для советского человека, чем эти исторические минуты торжества любимой Родины!" (Покрышкин на параде 1945)




Летчики 9-й гвардейской ИАД (слева направо): А. Клубов, Г. Речкалов, А. Труд, Б. Глинка, А. Федоров, А. Покрышкин, Д. Глинка





















Категория: Статьи о Героях и Общественных деятелях | Добавил: Алена
Просмотров: 3092 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]