ЭТИ ГЛАЗА Я В НЕБЕ ВИДЕЛ... ПОД СТАЛИНГРАДОМ
20.03.2014, 22:04

ЭТИ ГЛАЗА Я В НЕБЕ ВИДЕЛ... ПОД СТАЛИНГРАДОМ

Амет-ха́н Султа́н (25.10.1920 г. — 1.02.1971 г). — военный лётчик, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961).
Фашистские летчики б

оялись его больше, чем зениток. После войны прославленный авиатор испытал сотни летательных аппаратов и устройств, в том числе первые реактивные самолеты и крылатые ракеты, налетал тысячи часов, каждый из которых мог оказаться для него последним. При жизни об Аметхане слагали легенды, а его трагическая гибель до сих пор вызывает споры.
В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Во время Великой Отечественной войны Амехан Султан совершил 603 боевых вылета, сбил 49 немецких самолетов.
В октябре 1943 года в расположение одной из частей 8-й воздушной армии долетел вымпел, который сбросил фашистский летчик-ас барон Деграфт, один из любимцев Геринга, сбивший 225(!) наших самолетов. Он вызывал на дуэль любого советского летчика, причем гарантировал не начинать воздушную схватку, пока наш самолет не наберет высоту 3000 метров. Командарм Хрюкин отдал приказ срочно разыскать тех, кто бы мог наказать этого «немецкого петуха». Прибыли в часть четверо: Лавриненков, Алелюхин (оба дважды Герои), Борисов и Амет-Хан Султан. Но нужен только один! И тогда встает Лавриненков: «Тот — барон, а у нас есть один, который и «хан» и Султан...»
Словом, выпало драться Амет-Хану. Началась 25-минутная схватка. В какой-то момент барону удалось пристроиться нашему летчику в хвост, и это было почти поражением. Тогда Амет-Хан молниеносно пикирует вниз, а немец взмывает вверх и машет крыльями, считая, что победил. Но Султан набирает высоту, резко разворачивается и идет в лоб. Опешивший немец — еще выше, и тут же Амет-Хан расстреливает его самолет. Барону осталось лишь катапультироваться. Когда Деграфта доставили в часть, он попросил показать ему того летчика, который его сразил. А тут как раз приземлился Амет-Хан. Его позвали — к пленному полковнику подошел худой парнишка. Тот опешил: «Вот этот смог меня?!» Когда же Амет-Хан шагнул ближе, барон-таки признал: «Йа-йа, эти глаза я в небе видел... под Сталинградом». Действительно, уже там, когда эскадрилья Амет-Хана появлялась в небе, немецкие наземные службы об этом сразу предупреждали своих летчиков.
Последний воздушный бой Амет-Хан провел под Берлином. За штурвалом "мессера" сидел полковник, грудь которого украшал рыцарский крест с дубовыми листьями — высшая награда Германии. Когда полковника после приземления на парашюте привели в штаб, он попросил показать советского летчика, который сбил его самолет. Немец долго и недоверчиво рассматривал худенького невысокого майора, но когда ему сказали, что это Амет-Хан Султан, полковник смирился с поражением. Для Амет-Хана это был последний, тридцатый по счету, сбитый самолет.
В феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей.
23 сентября 1961 года С. Амет-Хану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (знак № 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
25-летний дважды Герой после войны, став летчиком-испытателем, еще четверть века бороздил небо. Причем он единственный, кто испытал более 50 единиц техники (точнее, на его счету 107).
В 1958—1960 годах отряд первых космонавтов под руководством Султана впервые испытал невесомость. Кстати, космонавты его почти боготворили и уважительно, включая Гагарина, называли Паханом.

Категория: Статьи о Героях и Общественных деятелях | Добавил: Марго22
Просмотров: 1152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]